Экономическая природа российских мануфактур
В основе поощрения мануфактурного производства находилась незыблемость крепостнических порядков. И казенные, и частные заводы, особенно горные, наделялись подневольными рабочими. Практиковалась «приписка» к ним крестьян целыми деревнями и даже волостями. Лишь наиболее квалифицированные рабочие, как правило, были наемными.
Производственную сферу дополняло значительное число вотчинных мануфактур, где барщину отрабатывали господские крестьяне, перерабатывавшие сельскохозяйственное сырье, производимое в самом поместье.
Итак, по своей экономической природе и характеру применяемого труда российские мануфактуры XVIII в. были крепостными, смешанными или капиталистическими. На казенных мануфактурах применялся труд государственных (черносошных) или по-сессинных крестьян, на вотчинных — крепостных крестьян. Ко второй половине столетия купеческие, а также крестьянские мануфактуры стали привлекать труд наемных работников.
Транспорт. Торговля
Развитию производства, расширению внутренней и внешней торговли довольно ощутимо препятствовало слабое развитие путей сообщения и средств транспорта. Весенняя и осенняя распутицы делали непроходимыми многие сухопутные дороги, соединявшие районы страны и пересекавшиеся в Москве. Государство видело выход из этой ситуации в строительстве каналов. Так, Вышневолоцкий канал (1703—1708) соединил Волгу с Балтийским морем. Обводной Ладожский канал (1732) пропускал уральское железо к Волге, а затем в Петербург или Москву. Правда, в количественном отношении российский торговый флот значительно отставал пока от военного.
Промышленное и ремесленное производство, совершенствование путей сообщения, выход в Балтийское море стимулировали внутреннюю и внешнюю торговлю. В 1711 г. Петр I разрешил всем и везде торговать любыми товарами, уплатив пошлины.
Углублению процесса формирования единого всероссийского рынка способствовало усиление хозяйственной специализации и торгового обмена между отдельными регионами страны. Заслуженной славой пользовались российские ярмарки. Важную роль в торговле, в том числе внутренней, играли Москва, Нижний Новгород, Казань, Самара, Пенза и др.
В целях увеличения доли внутренней торговли в государственных доходах была объявлена монополия на продажу ряда товаров (дорогие вина, водка, табак, соль, деготь, икра, предметы роскоши и т.п.). Кроме того, была использована форма откупов: купец-откупщик получал право на продажу преимущественно монополизированных товаров, а также на прибыли от рыбной ловли, сенокосов, мостов, мельниц и пр. Наживаясь на повышении цен, откупщик обеспечивал себе определенные накопления капитала для дальнейшего расширения своей торгово-предпринимательской деятельности.
Особое внимание Петра I было направлено на развитие внешней торговли. Широко подчеркивая славу отечественного купечества и усиливая его позиции, Петр I, как уже отмечалось, фактически создал российский торговый флот, а принятый в 1724 г. таможенный тариф отражал политику меркантилизма и протекционизма. Таким образом осуществлялось стремление к достижению активного торгового баланса и покровительству отечественной промышленности, ограждению ее от конкуренции иностранных мануфактур.
Поощрялся экспорт отечественных и ограничивался импорт иностранных товаров. Пошлины на заграничные товары взимались лишь золотом и серебром. Они были столь велики, что составляли порою до 3/4 от стоимости изделий, производство которых было налажено в России (парусина, железо, воск и др.), а также на некоторые предметы роскоши. В то же время на товары, в которых Россия нуждалась, налагались пошлины 25%. Пошлины на импорт также дифференцировались, например, с невыделанных кож взимались пошлины 75%, а с выделанных — всего 6%.
Подобная политика не только способствовала расширению отечественного производства, но и вела к накоплению торгового капитала и дальнейшему росту капиталистического уклада. Вместе с тем, государство зачастую довольно жестко вмешивалось в торговую сферу. Так, осуществляя административное руководство грузоперевозками, оно мешало формированию рыночных отношений.
Необходимо отметить, что новая столица — Петербург стала не только крупным промышленным и культурным центром государства, но и средоточием основных внешнеторговых связей. Если в начале века через него экспортировалось до 1/3 российских товаров, то к 1726 г. — почти 2/3 вывозимых изделий. Здесь за год проходило до тысячи судов. Его работу дополняли Рига, Таллин, Выборг, Архангельск. Между тем, архангельский порт, замерзающий на длительное время, менее удобный и дальний, не стал обладать привилегиями и более низкими пошлинами и постепенно утратил свое былое значение.
В целом было достигнуто активное сальдо во внешней торговле. Так, экспорт русских товаров в европейские страны вдвое превышал импорт. Вывозились лен, пенька, кожа, холсты, сало, железо, парусное полотно и пр., ввозились шерстяные ткани, дорогие вина, предметы роскоши, шелк-сырец, шелковая пряжа.
Похожие работы:
- Экономическая природа российских мануфактур
В основе поощрения мануфактурного производства находилась незыблемость крепостнических порядков. И казенные, и частные заводы, особенно горные, наделялись подневольными рабочими. Практиковалась «припи...
- Экономическая природа внебюджетных фондов
Превращение экономики России из планово-распределительной в рыночную привело на практике к децентрализации и ослаблению роли государства, проявлением чего стало реформирование государственной системы ...
- Развитие мануфактур. Кольбертизм
Эти особенности социально-экономического. развития Франции предопределили и своеобразие мануфактурного производства. Первые мануфактуры, появившиеся в XVI в., были образованы в сукноделии, производств...
- Экономическая взаимозависимость. Национальная и международная экономическая безопасность
Развитие и углубление международного разделения труда, масштабов и роли МЭО ставят на практике проблемы взаимозависимости стран. Сегодня крайне трудно, если не невозможно, назвать страну в мире с полн...
- Обзор российских систем
В отличие от США и Западной Европы, где индустрия программных продуктов для банковской сферы развивается уже несколько десятилетий, рынок АБС сформирован и имеет четкую структуру, в России фирмы-разра...